Когда ребенок входит в период кризиса 7-ми лет, родителям приходится не сладко. Ведь это совпадает с началом школьного обучения, и проблема начинается разрастаться как снежный ком. Но раз уж от него никуда не деться, то нужно постараться обратить его в пользу ребенка.
Начать стоит с того, что вести открытую борьбу с кризисом ни в коем случае нельзя. Исследования показали, что дети, у которых присутствует явная картина кризиса, гораздо более способны к обучению, нежели те, у которых данная картина смазана. Кризис – это борьба, а она способствует развитию такого качества как лидерство. Самыми распространенными «симптомами» этого кризиса являются споры и непослушание, несколько реже проявляются хитрость, упрямство и бурная реакция на критику. Такие дети стремятся к самостоятельности и взрослой жизни, а это крайне важно для изначально правильного поведения в кругу сверстников, закладывания высокого уровня учебной деятельности и ответственного отношения к занятиям.
Что же касается детей с не явно выраженным кризисом, то они конфликтны, демонстративны в выказывании взрослости, но и не слишком самостоятельны. Существуют так же и дети с очень низким уровнем готовности к обучению, они выдают себя излишней капризностью, плаксивостью и сверхчувствительностью к критике. Итак, получается, что дети с выраженным кризисом 7-ми лет полностью готовы к школе, и постепенно он самостоятельно сходит на «нет», без особых усилий со стороны родителей. Все его «симптомы» исчезают, как только ребенок получает возможность реализовать себя в новом коллективе. Сложнее приходится тем, у кого кризис выражен не столь явно. Как только такой ребенок попадает в школьный социум, у него начинают проявляться все симптомы кризиса. И вместо того, чтобы получать знания они занимаются становлением себя как личности. Начинаются бессмысленные капризы, появляется упрямство, споры с родителями и преподавателями, непослушание.
Это только подтверждает, что кризис — явление нормальное и закономерное. Борьба с ним на ранних сроках окажется нецелесообразной в ближайшем будущем. При первых признаках появления кризиса, родителям следует как можно более терпеливо и понимающе сглаживать «острые углы» требований и реакций ребенка. На данном этапе ему нужна поддержка и понимание, а не воспитательные «розги». Но именно эту ошибку совершают неподготовленные родители. Они идут по заведомо более легкому пути – ужесточают уже устоявшееся воспитание, и только после осознания неэффективности этого метода, начинают искать новые варианты решения проблемы. Дело в том, что родитель относится к ребенку так, как относились когда-то к нему его родители. Но не учитывается тот факт, что меняется не только мир вокруг, но и люди в нем живущие. Если раньше такое воспитание срабатывало, то теперь это только ожесточает ребенка и заставляет его становиться еще более непослушным. Как только родитель начинает понимать, что на данном этапе воспитания необходимо уметь найти компромисс, то проблема кризиса исчезает.
Что видит ребенок, когда родитель готов иди на компромисс – он видит себя на одном уровне со взрослым, что уже помогает преодолевать этот непростой для него период жизни. В его планах нет и не было создания конфликта с целью разрушения хороших отношений в семье, но ему нужно развиваться, узнавать, что новое и непонятное ему самому поведение является первым шагом к этим изменениям.
Сейчас ребенок нуждается в обратной связи с окружающим миром. Чем адекватней (в его понимании) она будет, тем проще и быстрее он выйдет из кризиса.