Первый раз в первый класс… Выбор школы сделан. Школьная форма, ранец и тетради. Цветы и счастливое лицо. Наконец-то ребенок вырос и переступил порог школы. Он очень этому рад и гордится собой. Но проходит немного времени, и ситуация меняется. Первоклассник плачет, не хочет идти на уроки, конфликтует с родителями и другими членами семьи. Что произошло? Причины такого поведения могут быть различными, но, скорее всего, у ребенка школьная дезадаптация.

Успешность привыкания к учебному заведению во многом зависит от того, насколько вчерашний дошкольник готов к новым для себя условиям, насколько он психологически в состоянии поменять детсадовскую игру на обучение. В школе надо внимательно слушать учителя, четко выполнять задания. Работы учеников обязательно оценивают, пусть даже вначале это звездочки и флажки. Учиться – более ответственно, чем играть. Такая готовность напрямую связана с мотивацией. Одно дело – хотеть в школу, потому что купят красивый ранец и пенал, и совсем другое – желание грызть гранит науки.

Во избежание проблем родителям следует хорошо подумать над тем, в каком возрасте их ребенок расстанется с детским садом. Шестилетка может удивлять взрослых своими умозаключениями, рассуждать о предназначении человека и о смысле жизни, но если на вопрос: «Почему ты хочешь учиться?» малыш отвечает: «Мне купят красивый рюкзак, и в школе я не буду спать», то лучше оставить его еще на год в детском саду.

Если дошкольника оценивали в основном по поведению, то ученика начальных классов характеризует его школьная успеваемость. Сам факт оценивания принять непросто, а если родители начитают требовать от своего чада отличных успехов, ругают его за каждую низкую, на их взгляд, отметку, то желание учиться быстро пропадет. Во избежание стрессов важно объяснить ученику, что оценивают не его, а результат его работы, и двойку всегда можно исправить – для этого достаточно лишь уделить больше внимания сложному материалу. Тем более, не стоит врать ребенку о своих школьных успехах.

Чтобы адаптация к школе прошла без проблем, важно создать малышу комфортную и доверительную атмосферу дома. Члены семьи должны показать, что поддерживают новоиспеченного ученика и всегда готовы ему помочь. Больше узнать о школьной жизни, о том, как налаживаются отношения с одноклассниками и учителем, что получается, а что нет, помогут доверительные беседы.

Первокласснику еще сложно регулировать свои действия, сочетать учебные занятия с отдыхом. В этом должен помочь взрослый. После школы следует хорошо покормить ребенка, дать ему возможность отдохнуть. Домашних заданий в первом классе, как правило, не задают, но если есть необходимость сделать что-то дома, то лучше организовать занятия после отдыха. Дополнительное образование (кружки, секции, музыкальную школу) имеет смысл отложить до второго класса.

Младший школьный возраст – это еще детство. Куклы и машинки отходят на второй план, но не исчезают вовсе. В свободное от уроков время можно и нужно разрешить ребенку поиграть, пообщаться с друзьями. Да и походы в цирк, театр или кино никто не отменял. Сразу полюбить школу и уроки не получится.

Наконец, до начала учебного года принципиально важно позаботиться о здоровье ребенка. Частые простуды, хронические заболевания приведут к тому, что ученик будет пропускать уроки, отставать от одноклассников, злиться на то, что не понимает объяснение учителя. Даже если ребенок находится дома на больничном, обязательно нужно узнать, что изучают в классе, и позаниматься с ним.

Поддержка родителей позволит первокласснику быстрее справиться с возникшими трудностями и придаст уверенности в своих силах.