В педагогике огромный пласт исследований посвящен классификации и выявлению причин детской неуспеваемости в школе. Не каждый отстающий – лентяй ,как иногда ошибочно полагают взрослые, будто забывшие себя в школьные годы. Иногда причины кроются в том, что совершенно не зависит от самого ребенка и ему необходима помощь, чтобы справиться с этой проблемой.
Например, неверный выбор школы может повлечь за собой целую череду проблем. Если атмосфера школы не подходит вашему ребёнку, это может сказаться на его психологическом комфорте, и следовательно привести к низкой успеваемости. Непосильная нагрузка приведёт к такому же эффекту.
Прежде чем искать причины неуспеваемости, стоит понять, какая именно неуспеваемость имеет место. Педагоги различают общую и глубокую, частичную и эпизодическую неуспеваемость.
К причинам глубокой общей неуспеваемости традиционно относят:
— физические дефекты;
— низкую обучаемость;
— сложные условия в семье ребенка.
Физические особенности ребенка и проблемы с его здоровьем могут существенно влиять на способность к обучению. Это могут быть как проблемы со зрением, о которых ребенок стеснятся сказать, так и более серьезные болезни. Если ребенок существенно отстает от своих сверстников, проверить его состояние у врача будет не лишним.
Под низкой обучаемостью подразумевается как общие низкие интеллектуальные способности, так и просто неготовность ребенка к школе и тем методикам, которые в ней используются. Иногда ребенок просто не может воспринимать информацию в форме, в которой ее подает педагог и требует специальных методик.
Что же касается плохих семейных условий, то тут комментарии излишни.
У частичной устойчивой неуспеваемости причины несколько иного рода. Чаще всего это недоработка учителей первого и начальных классов, в результате которой у ребенка не заложены навыки развития успеваемости и переход между звеньями в образовании становится роковым. Такие дети могут хорошо успевать в одном или нескольких предметах, но не способны на систематическое и продолжительное изучение материала, не могут выстроить систему знаний и принципы работы с информацией, хотя для успешной учебы у них есть все необходимые данные. Иногда причина такой неуспеваемости кроется в отсутствии мотивации и интереса к учебе, лени и неумении преодолевать трудности. Детям с такими проблемами нужны дополнительные занятия, направленные на повышение интереса к учебе и развитие в них самодисциплины.
Эпизодическая неуспеваемость чаще всего возникает вследствие слабого контроля за процессом обучения, как со стороны родителей, так и со стороны учителей. Ребенок в таких условиях расслабляется, начинает готовиться к урокам лишь периодами и его знания приобретают бессистемный и непрочный характер.
Другими причинами эпизодической неуспеваемости могут быть:
— частые пропуски занятий;
— несистематическое выполнение домашних заданий;
— слабый интерес к школьным предметам.
Отдельную группу причин неуспеваемости составляют социальные, связанные с проблемами ребенка при общении со сверстниками или преподавателями. Возможно, ребенок нуждается в помощи психолога или даже переводе в другой коллектив. Нужно очень осторожно выяснить какие у школьника отношения с одноклассниками, прежде чем ставить на него клеймо неуспевающего лоботряса.
Еще одной причиной неуспеваемости может быть несоответствие программы способностям ребенка. Если школьник намного обгоняет сверстников в развитии, на уроках ему может быть скучно и тогда он просто перестанет заниматься. Родителям стоит учитывать и такую причину и провести ряд тестов для оценки уровня развития своего ребенка, причем делать это регулярно, а не только при поступлении в первый класс.
Какими бы ни были причины неуспеваемости, при терпении и поддержке ребенок сможет справиться с ними.