Если семья переезжает в новый дом, другой район или незнакомый город, ребенку приходится переходить в другую школу. Учитывая, что в школе он обычно проводит почти половину дня, можно сказать, что такая перемена несомненно будет очень много значить для ребенка и даже может привести к стрессу. Психологи утверждают, что смена школы вызывает у детей такой же стресс, как смерть родственников или развод родителей.

Для детей любого возраста переход из школы в школу имеет как преимущества, так и недостатки и следствием этого могут быть прогрессивные или регрессивные изменения в эмоциональном, интеллектуальным и социальном аспектах. Родители должны отнестись к этому с пониманием и изо всех сил постараться помочь ребенку и поддержать его в борьбе с трудностями, которые поначалу будут его подстерегать. С их помощью ребенок научится преодолевать трудности и приспосабливаться к неизбежному, что укрепит его характер и пригодится в дальнейшей жизни.

Социальные перемены

Наибольшая социальная трудность, поджидающая ребенка в любом возрасте, это то, что ему предстоит внедрение в чужеродный, сформированный коллектив. Сложившиеся конфронтационные и дружественные группы могут переформировываться, а роли — меняться после продолжительных каникул, то-есть, осенью, в это время всему коллективу нужно время для адаптации. В хаосе ребенку намного легче познакомиться с одноклассниками, поэтому в начале учебного года стресс при переводе будет заметно меньшим. Если по соседству найдутся ученики из той же школы, где ребенку предстоит учиться, это можно считать большой удачей, поскольку ему будет не так страшно и трудно адаптироваться на новом месте.

Интеллектуальные перемены

Для новичка все в новой школе является непривычным: у него изменится расписание, а учителя будут предъявлять к нему другие требования и преподавать знакомые предметы в совершенно другой манере. Даже здание новой школы будет поначалу казаться ребенку непонятным лабиринтом. Родители должны осознавать, что переход в другую школу будет требовать от ребенка практически полной перестройки системы мышления, поэтому им необходимо помочь ему. Можно, например, заранее сходить с ним в новую школу, чтобы он осмотрелся в незнакомом здании и узнал, где искать столовую, спортивный зал и туалет. Если есть возможность, нужно познакомить его с новым классным руководителем. Когда начнутся занятия, родители должны постоянно контролировать впечатления ребенка и при необходимости поддерживать его и давать полезные советы.

Эмоциональные перемены

Нельзя не признать, что первое время в новой школе ребенок будет чувствовать себя потерянным, одиноким и, возможно, даже отверженным. Как бы родители ни старались защитить его от трудностей, полностью оградить его от них невозможно. Ребенку придется переживать переходный период самостоятельно и самому его прочувствовать. Главная задача родителей — это помочь ребенку проговорить его негативные эмоции, признать их и стать эмоционально сильнее, научившись преодолевать трудности. Все эти качества обязательно пригодятся ему в будущем, как в учебе, так и в построении карьеры.

Очень важно, чтобы в новом доме родители постарались сохранить привычные для ребенка семейные ритуалы и традиции, желательно также не менять резко привычный для него режим дня. Не нужно торопить ребенка, когда он будет психологически уверен в себе, у него обязательно появятся новые друзья. В случае, если проучившись в новой школе полгода, ребенок все еще ощущает себя в ней одиноким и чужим, рекомендуется обратиться за помощью к профессиональному психологу.