Первые попытки использования принципов маркетинга возникли еще в древности, когда зародилась торговля. На фоне растущего количества предложений продавцам приходилось изучать рынок и потребности народа для успешного развития своего дела. А вот официально направление возникло только в 80-е годы XX-го века. Тогда же появилась потребность в квалифицированных сотрудниках, которые хорошо разбираются в этой области. Сегодня профессия маркетолога считается одной из обязательных частей рыночных отношений. Человек, выбравший этот путь, способен добиться многого, если правильно подойдет к построению карьеры.
Содержание
Маркетолог – что это за профессия
Современный маркетолог – это частный работник или сотрудник организации, который занимается увеличением продаж конкретного продукта или продвижением какой-то услуги.
Для этого он изучает специфику наименования, сравнивает соотношение спроса и предложения на аналогичные позиции на рынке. По результатам проведенных исследований маркетолог составляет план презентации, продвижения, распространения подотчетной позиции, привлечения к ней внимания масс.
Особенности профессии
Направление маркетинга постоянно развивается, на рынке появляются новые продукты и услуги. Это обуславливает главный плюс профессии – ее востребованность. Сегодня на быстрое трудоустройство и перспективное место может рассчитывать даже начинающий маркетолог или выпускник профильного ВУЗа. У работы в этой области есть еще немало преимуществ, но существуют и «подводные камни», к которым надо заранее подготовиться.
Положительные моменты в работе маркетолога:
- высокий уровень оплаты труда – доход сотрудника зависит только от него самого и может исчисляться сотнями тысяч;
- перспектива карьерного роста – начиная с ассистента или одного из сотрудников отдела маркетинга, можно быстро дослужиться до руководителя или даже открыть собственное агентство;
- разные варианты трудоустройства – представитель профессии может работать в частной или государственной компании, маркетинговом агентстве или даже удаленно в качестве фрилансера;
- приобретение массы полезных навыков – во время обучения и трудовой практики маркетологи приобретают знания и умения, которые способствуют их общему развитию. В будущем это можно использовать для карьерного роста или освоения нового направления;
- возможность начала работы без профильного образования – для старта карьеры не обязательно заканчивать ВУЗ по направлению «Маркетинг». Диплома в рекламе, психологии, социологии или коммерции нередко оказывается достаточно.
Минусы направления:
- рост конкуренции – с каждым годом количество маркетологов растет, требования к ним повышаются. Громких успехов и финансового достатка добиваются самые активные, амбициозные, готовые к активной работе;
- высокий уровень интеллекта – в маркетинге трудно преуспеть, если пользоваться стандартными схемами и подходами. Думать приходится постоянно, обращая при этом внимание на множество мелочей;
- умение оперировать большими объемами информации и анализировать – современным профессионалам приходится иметь дело с переменчивыми тенденциями, многочисленными требованиями заказчиков, узкими сферами общего направления. Каждый день маркетолог должен запоминать, сопоставлять, изучать что-то новое;
- ненормированный рабочий день – во время разработки или запуска проектов сотрудникам приходится регулярно задерживаться или даже сутками сидеть на рабочем месте;
- высокий уровень ответственности – ошибки в анализе, неправильно разработанная или не «выстрелившая» стратегия чреваты серьезными финансовыми потерями;
- постоянные стрессы – нарушенные дедлайны, низкие показатели, недовольство клиентов или руководства способны любого человека выбить из колеи. А маркетологам в таких условиях приходится творить и принимать важные решения.
На практике соотношение плюсов и минусов профессии маркетолог может значительно меняться. Многое зависит от профессионализма сотрудника, уровня его амбиций, готовности к постоянному развитию и растущей конкуренции.
Важные качества
Иногда маркетингом начинают заниматься люди, не понимающие особенностей этой области. Они редко добиваются успеха из-за отсутствия у них нужных качеств даже при хорошей теоретической подготовке. Говоря о маркетологе, как специалисте высокого класса, важно понимать, что он должен обладать рядом обязательных характеристик.
Требования к личным качествам сотрудника:
- умение быть лидером, отстаивать свои убеждения, доказывать правоту позиции;
- способность работать как самостоятельно, так и в коллективе;
- аналитический склад ума, развитая ассоциативность и гибкость мышления, интуиция;
- отсутствие проблем с восприятием и обработкой больших объемов информации;
- способность быстро переключаться с одного дела на другое или выполнять несколько задач одновременно;
- эрудированность, стремление к развитию и изучению чего-то нового, хорошая память;
- желание и умение много работать;
- энергичность, готовность к физическим, умственным и эмоциональным перегрузкам.
Амбициозный маркетолог должен быть нацелен на результат. Хорошему руководителю отдела в этом направлении нельзя бояться ответственности. В идеале все перечисленные качества у него обострены. Он быстро вникает в полученную информацию, анализирует ее и выбирает оптимальное решение из нескольких предложенных.
Знания и навыки
Составляя описание профессии, опытные сотрудники сферы повышенное внимание уделяют требованиям к теоретическим знаниям и практическим навыкам маркетолога. На успех в области может рассчитывать тот, кто не испытывает проблем при работе с диаграммами, таблицами, графиками, текстами. А также умеет собирать, фильтровать, структурировать и использовать информацию. Для маркетолога обязательны внимательность, умение пользоваться Интернетом и современными технологиями, масштабность мышления.
Для профессионального роста придется овладеть основами в сфере маркетингового и финансового анализа, стратегического и медиапланирования. Приветствуется опыт в разработке, организации и проведении промоакций. Высший маркетинг – это не только продвижение товара, но и правильная организация процесса его дистрибуции, понимание стратегий продаж.
Где учиться на маркетолога
Существует несколько вариантов старта карьеры. От выбранного пути зависит количество лет, потраченных на обучение, то, какие придется сдавать экзамены и изучать предметы. Все чаще молодые люди начинают изучать базовые дисциплины направления еще в школе, устраиваясь сразу после выпуска на работу. Высшее профильное образование они получают заочно или дистанционно, параллельно с получением практического опыта.
Высшее образование
Для карьерного роста в области маркетинга наличие высшего образования считается необходимым. Чтобы освоить специальность не обязательно заканчивать ВУЗ по одноименному направлению, хоть это и является большим плюсом. Многие компании принимают в свой штат работников с дипломом по социологии, экономике, психологии, математическому анализу. Полезным дополнением к базовым знаниям станут иностранные языки, владение разными видами программного обеспечения.
При приеме в ВУЗ для обучения маркетингу обращают внимание на оценки и результаты экзаменов по такому перечню дисциплин: русский язык, обществознание, математика. На некоторых факультетах не менее важны информатика, иностранный язык.
Рабочее место
Маркетологи задействованы во всех областях современного рынка, связанных с предложением товаров или услуг. Специалисты даже начали выделять отдельные направления в маркетинге. Принадлежность к одному из них влияет на перечень обязанностей, вариант карьерного роста, особенности трудового процесса сотрудника.
Категории маркетологов и их краткие характеристики:
- интернет маркетолог – занимается разработкой и/или продвижением сайта, интернет магазина или другого веб-продукта с целью привлечь к нему аудиторию;
- экономист – изучает рынок, рассчитывает затраты, риски, потенциальную прибыль. Анализирует хозяйственную деятельность, составляет схемы урезания бюджета на рекламу, подбирает план работы в соответствии с целями и возможностями компании;
- аналитик – проводит анализ рынка, оценивает уровень спроса и потребительского интереса к позициям. При этом учитывает влияние на продукт меняющихся тенденций, просчитывает актуальность нововведений;
- трейд-маркетолог – разрабатывает схемы, позволяющие стимулировать продажи. Принимает участие в планировании презентаций, тренингов, программ лояльности, скидочных систем, лотерей и других мероприятий, привлекающих внимание клиентов;
- мерчандайзер – стимулирует продажи посредством улучшения внешнего вида продукта, его правильной презентации или выкладки. Отвечает за организацию рекламных акций, промо-кампаний.
Исходя из особенностей категории, маркетолог может работать в профильном или рекламном агентстве, на производстве, в торговой компании. Некоторые профессионалы предпочитают работать самостоятельно, предлагая свои услуги напрямую всем желающим.
Оплата труда
Уже на старте карьеры маркетолог может рассчитывать на оклад в 30-40 тыс. рублей. По мере роста его опыта, уверенности в себе и достижения профессиональных успехов планка может дойти до значительных цифр. Средний заработок рядового сотрудника составляет 50-70 тыс. рублей. На руководящей должности маркетологи получают по 100-120 тыс. рублей. Доходы наиболее успешных представителей направления составляют 200-300 тыс. рублей и даже больше.
Варианты карьеры
Стандартный путь карьерного роста маркетолога – вертикальный. Начиная с ассистента в отделе рекламы, он через какое-то время становится самостоятельным сотрудником, что позволяет ему заниматься собственными проектами. Если все будет складываться благополучно, то он может рассчитывать на должность заместителя руководителя или начальника службы маркетинга. При горизонтальном развитии карьеры профессионал переходит из одной компании в другую с повышением оклада. Со временем опытный сотрудник может открыть собственное агентство.
Профессия маркетолога в ближайшие 20-30 лет будет оставаться на пике популярности. Направление развивается, тесно переплетается со смежными областями, прочно укрепляется в сфере рыночных отношений. Представитель такой специальности может рассчитывать на личную реализацию и финансовый успех при наличии трудолюбия, амбиций, готовности учиться.